«Уточняем» показатель отказов в Google Analytics с помощью Google Tag Manager

ВАЖНО: Всё описанное в данной статье справедливо для новой системы веб-аналитики Universal Analytics….я просто еще не привык к этому названию и по-старинке пишу «Google Analytics», так удобнее.

Система Google Analytics (GA) рассчитывает показатель отказов как процент от общего количества посещений, в рамках которых состоялось не более одного просмотра страницы, и не было ни одного взаимодействия с веб-страницей, фиксируемого Google Analytics.

Другими словами, отказ — это визит посетителя, который, зайдя на сайт, просмотрел только одну страницу и ушёл ничего не сделав.

Под «ничего не сделав» понимается то, что мог зафиксировать Google Analytics.

По умолчанию (без дополнительных настроек) GA не фиксирует такие взаимодействия со страницей:

  • переход по внешней ссылке (а также баннерам с переходом на другой сайт)
  • скачивание файлов
  • заполнение формы обратной связи (если не было после её отправки перехода на другой URL)
  • клики по интерактивным элементам (flash, аудио/видео плееры, кнопки соц.сетей и т.п.)
  • чтение страницы посетителем (не важно сколько времени он её читает)
  • звонок по телефону

…раз он не фиксирует, то все полезные действия выше будут отказами.

Я часто анализирую различные рекламные кампании и мне важно понимать, как работает реклама. В частности, в моей компании мы не считаем «отказников» за привлечённых посетителей. С одной стороны, посадочные страницы, на которые ведут рекламные объявления, баннеры и т.п, могут быть достаточно информативны и содержать исчерпывающую информацию. Пользователь может прочесть предложение, далее позвонить, скачать брошюру или добавить страницу в закладки и вернуться к ней потом, при этом Google Analytics всё равно засчитает такие целевые посещения за отказ.

Это будут несправедливые отказы, которые мы учтём при подсчёте привлеченных посетителей.

С другой стороны — пользователь может с первых строк рекламного предложения понять, что оно не отвечает его интересам и сразу же покинуть сайт. А это говорит о том, что либо рекламное объявление (баннер) изначально ввёл посетителя в заблуждение, либо сам по себе рекламный канал недостаточно эффективен и привлекает нецелевых посетителей, либо посадочная страница сделана недостаточно хорошо.

Тогда тут мы справедливо учитываем такие отказы при подсчёте привлеченных посетителей.

Но как нам понять, прочёл ли посетитель наш рекламный посыл или сразу же покинул сайт?

Предположим, что для того, чтобы прочесть полностью рекламное предложение и понять суть необходимо не менее 20 секунд.

Приступаем к настройке Google Tag Manager (GTM).

Я не буду писать про первоначальную настройку для интеграции кода отслеживания Google Analytics, пишу сразу про показатель отказов.

Первым делом создаем тег прослушивания таймера.

Кликните по картинке, чтобы увеличить

С такими параметрами:

Имя тега: Прослушивание таймера (может быть любое на ваше усмотрение)

Тип тега: Прослушивание таймера (Блог прослушивания событий -> Прослушивание таймера)

Название события: gtm.timer

Интервал: 20000 (это в миллисекундах)

Ограничение: 1 (это чтобы событие активировалось только один раз, а не каждые 20 секунд)

Правила активации тега: Все страницы

Кликните по картинке, чтобы увеличить

Жмём «Сохранить» внизу страницы.

Теперь нужно создать тег, который передаст информацию в Google Analytics о срабатывании нашего события.

Создаем новый тег.

Кликните по картинке, чтобы увеличить

С такими параметрами:

Имя тега: No Bounce (может быть любое на ваше усмотрение)

Тип тега: Universal Analytics (Google Analytics -> Universal Analytics)

Идентификатор отслеживания: пишем идентификатор вашего аккаунта Google Analytics

Тип отслеживания: Событие

Категория: No Bounce (может быть любое на ваше усмотрение)

Действие: 20 seconds (может быть любое на ваше усмотрение)

…и с такими правилами активации тега:

Кликните по картинке, чтобы увеличить

Название правила: Таймер (может быть любое на ваше усмотрение)

Условия: {{event}} равно gtm.timer

Всё это сохраняем и публикуем версию нашего контейнера Google Tag Manager.

В GA можно сразу увидеть созданное нами событие в отчёте «В режиме реального времени -> События»

Теперь Google Analytics фиксирует взаимодействие со страницей, если страница открыта в течении 20 секунд и более.

Теперь в своей аналитике я не считаю как привлеченных посетителей тех, кто держал страницу открытой менее 20 секунд — это и будут мои справедливые отказы.

Llelbr